По следам Моне - часть 4

Продолжение. Начало здесь:
Этрета – одно из тех мест в маршруте, которые я обязательно хотела посетить. Видя удивительные снимки этих арок над морем, понимала, что хочу все это увидеть собственными глазами. И это оказался тот случай, когда уведенное на фото, даже очень качественных, оказалось более блеклым, чем увиденное вживую. Случается, что профессиональные фото показывают место гораздо лучше, чем оно есть в реальности. Но чаще оказывается, что реальность богаче любых фото или видео. Этрета (как и Фекам, о котором писала ранее) – маленькие местечки: в Фекаме около 20 тыс. жителей, в Этрета – меньше 2 тыс. Но провести в них можно целый день. Если вы любите природу, они стоят того, чтобы побродить по побережью (везде есть пешеходные тропы) над отвесным берегом, заглядывая вниз (спускаться не рекомендуется, в Ла Манше заметные приливы). Не знаю, можно ли получить такое же наслаждение осенью с ветрами с Атлантики. Но летом, в жару, которая стояла в это время в Европе, бриз радовал. Этрета ниже Фекана (там высота больше 100 м, здесь – 75 м скала Aval и 84 м Amont).
Ученые считают, что название «Этрета» древнескандинавского происхождения. Возможные варианты от слов «место», «отвесная скала», «возвышающийся утес». Утес здесь действительно есть – «игла» высотой более 50 м в море у двух из трех арок. Да и белые скалы из кальция высоки.
Поселение здесь было еще при римлянах (я писала выше, что на месте римской дороги сейчас прибрежная дорога, ведущая в Гавр). Скорее всего здесь жили кельты, потому что на севере Франции не найдено следов римских лагерей. Но «заезжали» и германцы «в гости». Затем был рыболовецкий порт.
Расцвет наступил с наступлением эры курортного туризма. Сначала в XIX веке появился первый курорт в Дьеппе. Затем они стали появляться по всему побережью по мере строительства железных дорог к морю. Естественно, туристами в это время были лишь аристократы.
Сначала люди лишь прогуливались, дышали воздухом. С легкой руки герцогини Беррийской, которая ввела моду на купальные костюмы, отдыхающие стали и в воду заезжать (помните лошадей, тянущих повозки к купальным домикам? ).
Мария Антуанетта очень любила Этрета. Повелела разводить здесь устриц (прежде этого здесь не делали, ограничиваясь как и повсюду вдоль Ла Манша лишь сбором морепродуктов после отлива). Она считала устриц из Этрета самыми вкусными.
Сегодня Этрета славится своими мидиями. (Я этой славы не поняла. Мы попробовали мидий по-морскому, но больше даже не пытались повторить – не понравилось. Хотя о вкусах не спорят, возможно, другие оценят мидий Этрета по достоинству. )
За аристократией на море приехали и люди искусства. Больше всего отдыхающих было в Онфлере, где пляжи песчаные. На восток от Сены (правый берег) пляжи галечные. Но и в Этрета хватало приезжих.
Моне, живший в Верхней Нормандии, часто приезжал сюда рисовать на пленэре. Кроме него здесь бывали Курбе, Мане, Поленов, Буден, Делакруа, Коро, Матисс, Дега и многие другие. Композитор Оффенбах тоже любил Этрета. Но и Бизе, Шарпантье, Масне и др. музыканты здесь отдыхали. Здесь бывали Метерлинк, Дюма-сын, Гюго, Мопассан. Именно последний назвал арку скалы Aval «слоном, опустившим хобот в море».
С появлением туристов появились и легенды, их развлекающие.
Одна была связана с девой Оливой. Якобы у поселения внезапно высадились викинги. Напали на богатую и набожную даму Оливу, надругались над ней у источника, где она купалась и стирала белье (и почему богатая дама стирала белье сама? и с чего это решили, что викинги над ней надругались? Обычно у них были чисто меркантильные интересы: пограбить, поторговать, прихватить людей для продажи в рабство. Для этих целей и были изобретены их знаменитые суда: плоскодонные кнорры (для торговли) и изящные драккары (для военных целей)). С этой легендой связан фонтан Оливы.
Другая связана с единственно выжившим после шторма в скальной пещере («человеческая дыра») моряком со шведского судна. Дело было в XVIII веке. Шторм был очень долгим. Выживший рассказывал, что он уже простился с жизнью, не надеясь на спасение, когда волны вынесли его в пещеру. Там он дождался отлива и так выжил. В пещеру пытаются проникнуть и сейчас. И часто оказываются там «запертыми» приливом.
Третья связана с якобы спрятанными в Игле сокровищами (ну это уже история про Арсена Люпена, описанного писателем Лебланом).
Рассказывали также, что в Игле находился тайный порт, из которого можно было никем не замеченным уплыть из Франции в Англию. И якобы Людовику XVI предлагали через него бежать в Англию.
Еще одна легенда связана со строительством церкви. В IX веке одна юная жительница селения купалась. Вдруг она заметила точку в море. Пригляделась: точка постепенно превратилась в паруса. Это были викинги. Со всех ног она бросилась спасаться, давая обещание построить церковь, если ей удастся убежать. Это ей удалось, и церковь начали строить. Но ночью камни были перемещены в другое место. Каменщики снова начали строить в намеченном месте. Но все снова повторилось. И так повторялось многие дни. Все решили, что это дьявольские силы перемещают камни. Правда, церковь Богоматери все-таки находится не в намеченном месте, а именно в том, куда камни таинственным образом по непонятно чьей воле перемещались по ночам.
Теперь о том, что можно увидеть в Этрета сегодня.
Парковки находятся на улице Мопассана. Если идти по ней к морю, то чуть в сторону направо будет дом-музей Леблана, писавшего детективы об Арсене Люпене. Леблан назвал свой дом Clos Arsene Lupin и в честь своего героя, и потому, что разводил в саду у дома люпины. Музей успешно работает с 90-х годов XX века.
Ближе к морю можно видеть типичный рынок, где торгуют и сувенирами. «Типичный», потому что построен с использованием деревянных конструкций перекрытий (влияние судостроения).
Еще дальше на противоположной стороне от рынка находится дом с саламандрой.
Дом получил название от архитектурной детали с саламандрой (хотя там есть и другие фигурки, вырезанные из дерева). Прежде дом находился в Лизье, потом еще в XIX веке его разобрали и перенесли в Этрета, частично изменив. Ну а название взяли от третьего дома, также разобранного.
Замок Les Aygues находится на въезде в Этрета со стороны Фекана. Здесь отдыхали испанские королевы. Дом принадлежал когда-то принцу Любомирскому.
Здесь же находится вилла Оффенбаха. Композитора познакомил с Этрета директор газеты «Фигаро». После выхода очередного произведения журналиста А. Карра, где он писал «Если бы у меня был друг, который не видел моря, я повез бы его в Этрета», стало модным бывать в этом месте. В построенном здесь казино давали оперу-буфф Оффенбаха «Орфей в аду». «Маленький Моцарт Елисейских полей» (как его назвал Россини) после успеха своей оперы построил здесь дом, часто жил в Этрета. Даже после пожара, случившегося вскоре после постройки, восстановил его. Теперь дом называется «Орфей» в честь успешной оперы, а комнаты в нем носят имена героев других его произведений. На вилле в Этрета каждое лето проходит фестиваль Оффенбаха. В июле-августе 2015 года это было уже в 10-й раз.
Церковь Богоматери находится на улице с тем же названием, отходящей от дома с саламандрой. Большая ее часть относится к XII-XIII векам, незначительная – к более позднему времени. Здание – пример романской и ранней готической архитектуры в нормандском стиле: с применением кораблестроительных приемов перекрытия и обязательной башней на перекрестии. Вокруг церкви – немецкое кладбище времен Первой мировой войны.
И, наконец, по улицам, являющимся продолжением улицы Мопассана, можно выйти к галечному пляжу, по обе стороны которого и находятся знаменитые скалы из кальция с арками, потому что прежде всего сюда едут посмотреть на много раз изображаемые художниками, прежде всего Моне, скалы. Ну и поклонники детективов о Люпене, видимо, продолжают искать в скалах клады.
Справа – скала Amont с самой маленькой из трех арок.
Она выше тех, что слева. Наверху ее – часовня Богоматери Охраняющей, защитницы рыбаков. Она была перестроена в стиле неоготики, пострадала во время Второй мировой войны. Там же находится музей, посвященный двум пилотам «Белой птицы» в 1927 г. пропавших в этих местах.
Две другие (первая называется Aval) находятся слева.
Там же знаменитая скала в море – Игла. Там же так называемая «Комната девушек» (тоже из Леблана).